Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

поющие гитары

Энциклопедический словарь

ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ - «ПОЮ́ЩИЕ ГИТА́РЫ», российский вокально-инструментальный ансамбль. Первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и эпигонов.

Группа появилась в середине 1960-х гг. в Ленинграде, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля «Дружба» п/у А. Броневицкого) приблизить советскую эстраду (см. ЭСТРАДА) к западным стандартам. В составе: Анатолий Васильев (гитара, вокал); Евгений Броневицкий (бас, вокал); Владимир Калинин (гитара, вокал); Лев Вильдавский (фортепиано); Галина Баранова (вокал); Сергей Лавровский (барабаны) «Поющие гитары» опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз, а в ноябре 1966 официально - с успехом - представили ее на одной из наиболее популярных площадок города - в Механическом институте. На том этапе программа состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий («Полюшко-поле», «Тачанка» и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов (в частности, Андрея Петрова), а также звезд бит-музыки (см. БИТ-МУЗЫКА); их сильными сторонами были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Следующие полтора года шло интенсивное формирование репертуара группы и ее состава.

В 1968 на «Мелодии» вышла первая пластинка ансамбля, основу которой составили инструментальные пьесы Васильева в манере британских бит-групп и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит «Сумерки». Летом 1969 в группу пришел клавишник и певец Юрий Антонов (см. АНТОНОВ Юрий Михайлович), песни которого помогли «Поющим гитарам» существенно обновить свой репертуар.

Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 1960-70-х гг. отразилось и на коллективе. Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по провинции. Состав продолжал меняться. В творческом отношении это был далеко не лучший период в истории коллектива. В целом в это время «Поющие гитары» все дальше отходили от первоначальной концепции - исполнять собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе молодежи к новому жанру. Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х гг. Сохраняя - чисто формально - внешние признаки рок-группы (см. РОК-МУЗЫКА) (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА едва ли представляло интерес с художественной точки зрения.

Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, в середине 1970-х гг. группа обратилась к крупным формам, поставив вернувшие им успех первые в отечественной истории зонг-оперы (см. РОК-ОПЕРА) «Орфей и Эвридика» (1975) и «Фламандская легенда». Для участия в театральных постановках состав группы был радикально обновлен: пришли вокалисты А. Асадуллин, В. Цакадзе и И. Понаровская (см. ПОНАРОВСКАЯ Ирина Витальевна), гитаристы С. Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист В. Васильев и барабанщик А. Герштейн. «Орфей и Эвридика» была записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).

Следующий театральный опыт (мюзикл (см. МЮЗИКЛ) «Скачки») оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей; попытка вернуться на сцену с песенной программой тоже не добавила группе популярности. В начале 1980-х гг. группу покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным руководителем А. Федченко) поставил собственную версию рок-оперы (см. РОК-ОПЕРА) А. Рыбникова (см. РЫБНИКОВ Алексей Львович) и А. Вознесенского (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич) «Юнона и Авось», а в 1988 на базе «Поющих гитар» был создан музыкальный театр «Рок-Опера» с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы Э. Ллойд Веббера (см. ЛЛОЙД ВЕББЕР Эндрю) и Т. Райса «Jesus Christ Superstar» (1989). Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).

Весной 1997 «Поющие гитары» неожиданно для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.

Андрей Бурлака

Полезные сервисы